Японский интерьер

Японский стиль в интерьере

Японский интерьер
ЯПОНСКИЙ СТИЛЬ (СЕИН)
«Сеин» — окно. Основная идея этого стиля — «чистота».
Характерные особенности:
• Японский стиль оформления жилья индивидуален.Японский интерьер Он декоративен и в то же время в нем ничто не перегружает внимание, все вокруг умиротворенно, гармонично, понятно.
• Главная задача — полная изоляция от внешнего мира, чему способствует четкая функциональность комнат. Японцы говорят: «Закрой за собой дверь, оставив неприятности снаружи».
• Интерьеры лаконичные, простые. Ничто не мешает медитировать, восполняя растраченную за день энергию.
• Использование асимметрии.
• Свободное перетекание внутреннего пространства.
• Минимум перегородок.
• Как можно больше воздуха и света.
• Окна и межкомнатные перегородки затягиваются белой бумагой. В современном интерьере бумагу заменило матовое стекло.
• Наличие деревянного каркаса в форме клетки во всем: в оконных рамах, дверях, перегородках.
• Особую роль играют ширмы. Они позволяют зонировать пространство. Выполняют ряд функциональных задач: скрывать, загораживать, хранить.
• В Японии наряду с ширмами применяются циновки. Причем не только для «зонирования» помещений, но и в качестве настенных украшений, а также для покрытия полов, на которых островитяне проводят свободное время — беседуют, едят, занимаются домашними делами, спят.

Все в доме японца приспособлено к жизни на полу, поэтому главным атрибутом является циновка-татами с запахом сухого сена. Ее изготавливают из длинных соломенных ленточек, по краям обшивают материалом, изделие имеет четкий размер — почти два квадратных метра. Татами принято менять один раз в два года. В спальне на него кладут футон — традиционный японский матрас из чистого хлопка, получается удобное и экологически чистое ложе. И что наиболее актуально для небольших помещений, такую «кровать» легко убрать. Татами — достаточно мягкий материал, и мебель из него легкая, благодаря чему удается избежать вмятин на полу от ее ножек.
• Мебель, как таковая, отсутствует. Жители Страны восходящего солнца не имеют собственной культуры по изготовлению «тяжелой» мебели, да и древесину в Японии ценят на вес золота. Вместо шкафов используются ниши в стенах. Они служат для хранения вещей, размещения статуэток, ваз.
• Шкафчики и ларцы в жилище японца являются произведениями искусства. Особенно нравятся они женщинам: практичные, миниатюрные, с выдвижными ящиками, в форме шкатулки. Их применяют для туалетных или письменных принадлежностей, а также как изящные подставки для книг.
• Многофункциональность и эстетичность японской мебели изумляет. Ширмы не только разделяют пространство, но и украшают его. Низкие лаковые столики используют как для письма, так и для приема пищи, а вращающийся внешний круг служит для удобной раздачи угощения.
• Для обработки поверхностей японцы используют лак. Он не тускнеет со временем и особого ухода не требует.
• Для придания пространству законченности служат такие элементы декора, как рисовые светильники, деревянные посуда и изысканный фарфор.

Что следует учесть при создании интерьера в японском стиле
• Истинно японское жилище неизменно притягивает простотой линий, легкостью и лаконизмом. Главное — не внешнее, а внутреннее (содержание).
• Традиционный японский интерьер — это минимализм в чистом виде. Минимум мебели и других предметов быта, минимум декора, минимум всего, что занимает место и распыляет внимание. Японский интерьер • Все пронизано глубокой философией о постижении истины через внутреннюю сосредоточенность, не терпящую суеты. Этому способствуют голые стены, ширма, циновки на полу или миниатюрные предметы мебели (чайный столик, светильник) и много свободного пространства. Ничто не отвлекает.
• Средневековый японский интерьер — это открытое пространство, ограниченное лишь опорными столбами, где отсутствуют стены и где пейзаж является естественным продолжением интерьера.
• У японцев своеобразное отношение к природе. Японский стиль — это природные цвета. Чаще всего в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Непременным обитателем дома в Японии является карликовое дерево «бон-саи». Такая сосна или цветущая слива высотой в полметра навевает хозяевам мысли о бессмертии.
• В Стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты.
• Типичная деталь — японская раздвижная стенка и, конечно, бамбуковая мебель. Она невысокая, диванчики и столы разной высоты. Поверхность мебели и стен гладкая, нефактурная. Цвет ее сдержанный, светлый.
• Ткани кремовые и белые, преимущественно натуральные (хлопок и шелк).
• Иероглифы — основной атрибут оформления жилья. Они замечательны на вазах, панно, постельном белье, портьерах.
• Из декора популярны соответствующая посуда для чайной церемонии, особые блюда для традиционных рыбных блюд.
• Особенно ценятся шкатулки, скульптуры, украшенные элементами, повторяющими линии японских пагод.
• Стены помещений обычно ничем не украшают, но хорошим дополнением к уже созданному интерьеру послужат яркие бумажные веера и гравюры.
• Формируя жизненное пространство, японцы своеобразно видят прекрасное. Их привлекает естественная красота, рожденная временем. К примеру, потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду, обтрепанность — следы многих рук, прикасавшихся к краю картины. Все это саби — «ржавчина». Саби — это архаическая естественность, прелесть старины, поэтому печать времени подлинных предметов сможет стать украшением интерьера. И чем явственнее приметы времени, тем драгоценнее вещь. Даже потертость чашечки для супа — это проявление саби. Кракелюрная техника широко применяется японскими мастерами-керамистами. Кракелюр позволяет сделать вещь такой, как будто она подернута патиной времени — трещинками. Создается ощущение, что держишь в руках древность, хотя плошечка могла выйти из рук мастера вчера... как, впрочем, и 300 лет назад. «Европейцы употребляют столовую утварь из стекла, стали либо никеля, начищают ее до ослепительного блеска, мы же, японцы, такого блеска не выносим. Мы отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную тень, а не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути — лоска времени, или, говоря точнее, "засаленности"»,— пишет в своей книге «Похвала тени» Дзуэнтиро Танидзаки. Ваби — это отсутствие вычурного, броского, нарочитого. Это красота простоты. Ваби — прелесть обыденного, мудрая воздержанность, умение довольствоваться малым, красота равновесия. Любой предмет (будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, ваза, свиток или платье) является произведением искусства, воплощением красоты. Но красота не существует сама по себе, она всегда — идеальное соответствие назначению. Вещь не может быть прекрасной и непригодной, непрактичной. Практичность, функциональность, утилитарная красота предметов — вот что связано с понятием ваби. В применении к столовой мебели это означает минимализм, аскетизм и монохромность. Фронты должны быть гладкими, матовыми или лакированными, без филенок и колонн. Важную роль играет цвет. Наиболее предпочтительны натуральные цвета: оттенки осенней листвы, коры, мха, кофейные, молочный оттенки. Раскладки на квадраты рейками темного дерева на матовом стекле (имитация перегородок, затянутых рисовой бумагой) еще более приблизят вид мебели к традиционной японской. Сибуй — это красота, заключенная в материале, из которого сделан предмет. При минимальной обработке материала — максимальная практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеатом. Чашка хороша, если из нее удобно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара. Японская керамическая посуда часто имеет неправильную форму, грубо вылеплена и неказисто глазирована. За счет таких художественных решений вещь можно созерцать бесконечно, каждый раз находя что-либо новое.