Рококо в интерьере

Стиль рококо в интерьере

Рококо в интерьере
Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Произошло это в 20-х годах XVIII века во Франции. Название стиля взято из немецкого языка. Французское название происходит от слова rocaille, обозначающего «орнаментальный мотив изысканной формы, напоминающий морскую раковину». Не удивительно, что мотивы моря «всплывают» в интерьере рококо в расцветке, рисунках на тканях, в плавных, как волны, изгибах мебели.Рококо в интерьере Появление рококо — это веяния времени (во Франции заканчивается правление Людовика XIV, построены Лувр и Версаль). Утонченные вкусы аристократии того времени требуют большего изящества с примесью вычурности. Этому способствует и открытие европейцами восточных культур, в особенности китайской. Если барокко считался стилем дворцов, то рококо — скорее стиль будуара. В нем меньше помпезности, больше интимности. Основные черты: утрата монументальности, наличие легкости, изящества, игривости. Этот стиль подчеркивает прихотливость, грациозность, интимность. Ему свойственна любовь к экзотике, неповторимая, изысканная декоративность. Его часто «упрекают» в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Он возник как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Это нашло свое отражение в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию знаний. В основном рококо проявился в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Для рококо характерны тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мейсонье, Г. Ж. Боффрана) стиль рококо вплоть до середины XIX называли «стилем Людовика XV». В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций — от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо — лишь изысканно тонких, изящных. «Изящный» — ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налетом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны. Рококо присущи резные и лепные узоры, разорванные кар-туши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, асимметричное построение композиции. В скульптуре — бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Переливается и несколько блеклая по колориту ро-кальная живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк). В эту эпоху приходит мода на все китайское, или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо. Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж. О. Мейсонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые асимметричные формы, в частности — мотив капризно изогнутой раковины (rocaile — откуда и франц. rococo). Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие от барокко, он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII веке), а образовывали асимметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределенность. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, Декора стен и потолков, мебели и т. д. Никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Основные черты: утрата монументальности, наличие легкости, изящества, игривости. Этот стиль подчеркивает прихотливость, грациозность, интимность. Ему свойственна любовь к экзотике, неповторимая, изысканная декоративность. Его часто «упрекают» в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Он возник как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Это нашло свое отражение в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика состояла из причудливо переплетающихся гирлянд раковин, цветов, завитков. Манерно изогнутые линии маскируют конструкцию знаний. В основном рококо проявился в оформлении интерьеров зданий, нежели их экстерьеров. Для рококо характерны тяготение к асимметрии композиций, а также мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. В искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм. Получивший распространение при дворе Людовика XV (творчество архитекторов Ж. М. Оппенора, Ж. О. Мейсонье, Г. Ж. Боффрана) стиль рококо вплоть до середины XIX называли «стилем Людовика XV». В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций — от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо — лишь изысканно тонких, изящных. «Изящный» — ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налетом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны. Рококо присущи резные и лепные узоры, разорванные кар-туши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, асимметричное построение композиции. В скульптуре — бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Переливается и несколько блеклая по колориту ро-кальная живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк). В эту эпоху приходит мода на все китайское, или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо. Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж. О. Мейсонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые асимметричные формы, в частности — мотив капризно изогнутой раковины (rocaile — откуда и франц. rococo). Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие от барокко, он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII веке), а образовывали асимметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределенность. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, Декора стен и потолков, мебели и т. д. Никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Рококо в интерьереВ светских домах мебель стала расставляться определенными группками (обычно — стол, диван и несколько стульев), создавая «центры тяготения» для собравшегося общества. Для форм мебели рококо свойственен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничнос-ти), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объеме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В декоративном убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Ее заменяют бронзовые накладки, преимущество которых еще и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золоченой резьбой.

Основным мотивом интерьеров рококо является кокетливое переплетение завитков, переходящих в человеческие головы, цветы, фигурки животных. А также изгибы растительного орнамента в форме букв S и С. Часто прототипом для элементов декора служит «причудливая раковина», то вырезанная на спинке кресла, то слегка прикрытая листочком-завитком, украшающим основание бронзового светильника или раму огромного настенного зеркала, заменяющего традиционный для барокко расписной плафон. В период расцвета рококо появляется европейский фарфор, который сразу включается в список основных элементов декора в стиле рококо. Общий колорит помещений — изысканно-нежный.

Цветовая гамма: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание белого с голубым, зеленым или розовым и непременное золото, а также бледно лиловые и мраморные оттенки. Мебель рококо становится легче, набирает изгибов, позолоты. Ножки стульев становятся тонкими и выгнутыми, их золотят.

Новые виды мебели: секретеры, комоды, шезлонг, канапе. Наряду с балдахинами используются ширмы — обтянутые тканью легкие конструкции.Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины, и капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают основной тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Потайные ящички секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной продукцией, весьма распространенной в это время «грез, мечтаний и интриг».

Именно секретеры и комоды с двумя ящиками (кстати, commode по франц.— «удобный») — основной вид корпусной мебели в то время. Главный мотив комнаты рококо — камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме. Популярны канапе (диван в форме нескольких соединенных кресел), шезлонг, бер-тер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды. Мебель теперь стараются делать не только репрезентативной, но и комфортной. В интерьере используются складные ширмы, резные рамы которых затянуты шелком (китайское влияние). Шелк — основной материал для гардин и обивки мебели. Рисунок на тканях — причудливые гирлянды из небольших розочек на пастельном фоне.

Говоря о мебели для сиденья эпохи рококо нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла (1718-1779). Чиппендейл вначале был резчиком по дереву; увлекшись около 1735 года мебельным делом, он скоро становится ведущим мебельщиком эпохи, не только практиком, но и автором многочисленных проектов мебели. Стиль произведений Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и китайскими мотивами. Мебель этого стиля элегантна и официальна. Элемент изогнутости присутствует во всех деталях, здесь нет четких жестких сочленений. Сохраняется фактура дерева. В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели, оказавший большое влияние на мебельное искусство не только Англии, но и континентальной Европы. В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения.

Влияние французского рокайля впервые дает себя почувствовать в резных ажурных спинках. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др. Чиппендейл использовал до блеска отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных или птичьих лап, сжимающих шар. Однако, в отличие от французских мастеров рококо, мебель Чиппендейла очень целесообразна и практична. Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия.