Средневековый интерьер

Средневековые интерьеры

Средневековый интерьер
ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ
Данный стиль — это, прежде всего, пышность, богатство, изобилие украшений. Средневековый интерьерЕму присущи мощные стены, прорезанные маленькими окнами и арками разнообразных форм, купольные своды. Византийский купол опирается на четыре или восемь пилястров: если квадратный план — на четыре пилястра, если восьмиугольный — на восемь. Пилястры соединяются между собой арками. Существенный элемент византийских церквей представляют колонны, которые, образуя галереи, являются опорой для купола. Колонны переходят в капители, украшенные акантовыми листьями и животными, на которых почти всегда опирается добавочная капитель, украшенная рельефами. На внешних и внутренних стенах и на потолках богатейший и блестящий мозаичный декор. Этот стиль достиг своего расцвета в Венеции в период с VI по XII век, но также и наложил свой отпечаток на последующие эпохи. Внутреннее пространство обильно украшено яркими коврами.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Слово произошло от латинского «romanus» — римский. Англичане называют этот стиль «норманнским». Этот стиль утвердился на Западе в начале средних веков, он был принят народами римско-католической религии. В Венеции этот стиль впервые стал проявляться во времена господства византийского стиля (XI-XII вв.). Наиболее полно романский стиль выразился в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовав и массивные гладкие стены с узкими проемами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В широких стенах храмов проделывались маленькие окошки. Внутри — двойной ряд пилястров или колонн, соединенных полукруглыми арками, делил храм в продольном направлении на три части; свод, обычно, в виде креста. Важнейшие отличия романской архитектуры: наличие каменного свода; толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола (если таковой имеется); преобладание горизонтальных членений над вертикальными; циркульные и полуциркульные арки. В те времена строители еще не могли выкладывать каменные своды на прямоугольном основании. Поэтому романская травея (пространственная ячейка, образующая структуру средневековых церквей и соборов Западной Европы) базировалась только на квадратном основании. В архитектурные формах присутствуют монолитность, тяжеловесность, суровость и аскетизм. Интерьерам свойственна строгость и прочность. Для отделки брали грубо обтесанный камень. В нем вырезались редкие барельефы. Мебель копировала архитектурный стиль эпохи. Формы ее создавались на основе аркад, опорой для которых служили тяжелые массивные колонны. Мебель простая и тяжеловесная. Для декора использовались цветные орнаменты и кованые металлические накладки. Еще для декора мебели использовались резные орнаменты в виде трифолиев (правильный трилистник), квадрифолиев (стилизованный крест), розеток простой формы. Мебель — это в основном скамьи, грубые столы из практически необработанных плах, табуреты и лари с сундуками для хранения домашней утвари, одежды и т. д. Цветовая гамма не отличалась разнообразием и была несколько мрачноватой.


ГОТИКА
Этот стиль зародился на севере Франции в XII веке. В Италии и в Венеции он получил развитие в период с XII по XV век. Основные характеристики: стрельчатая готическая арка, крутые и легкие своды, стремление каждой части к восходящему движению, восходящие контрфорсы и арки, большие, высокие окна, разделенные колонками, отделанные в верхней части тонким кружевным декором. Основные черты: иррационализм, мистика, легкость, экспрессивность. Фантастичные, превосходящие все существующие до сих пор конструкции готики преодолевают громоздкость камня. Готический стиль характеризуется удлиненными пропорциями, просторными, чрезмерно вытянутыми вверх помещениями, устремленностью ввысь. Это достигается в основном благодаря появлению цветных витражей в виде стрельчатых арок. Подобная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам и способствовала прекрасной освещенности помещения. Проходы между отдельными помещениями беспорядочно-извилистые, часто снабжаются потайными лестницами. Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими. Их облицовывают деревом или украшают стенной росписью ярких цветов. В моде также настенные ковры-шпалеры (шелковые или шерстяные без ворса) с сюжетами на религиозные или рыцарские темы. Характерными элементами становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей. «Готические розы», красочные витражи, раскрашенная скульптура — все это говорит об особой роли цвета в средневековье. ГОТИКАПоявляются портретная живопись маслом и гравюры по дереву, но картинами для украшения комнат пользуются редко. Живопись и скульптура выразительны и экспрессивны. Центр интерьера — богато оформленный камин или кафельная печь. Дощатые и кафельные полы раннего готического интерьера позднее застилались коврами. Потолки обычно деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; встречается декоративная роспись на потолке. Мебель повторяет архитектурные формы: ножки-колонны, вытянутые пропорции. Мебель имеет рамочную конструкцию. Спинки стульев вытянуты, пропорции удлинены. Типичные мебельные изделия: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках. Кровати снабжены балдахинами. Присутствуют в интерьере зеркала в заостренных рамах темного дерева. Мебель тоже в основном из темного дерева. Основные материалы: камень, мрамор, дерево (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник). В декоре преобладают такие архитектурные детали, как аркады, колонны и шпили, а также орнаменты в виде завитков, гирлянд и растительных элементов. Также использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовались богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой. В орнаменте было принято использовать гербы. Цветовая гамма: темно-красные, вишневые, синие, желтые, коричневые оттенки + золотые и серебряные нити, а также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.


РЕНЕССАНС
Этот стиль, начиная с XV века, содействовал в Италии «возрождению» античности. Великие итальянские архитекторы нашли источник вдохновения в греческих и римских формах, приспособив их к требованиям своего времени. Характерные признаки: колонны, формируемые единым стержнем; полукруглые арки, фризы на карнизах и антаблементы; орнаментальные своды с кессонами, живописью и рельефами, прямоугольные окна с богатыми карнизами, поддерживаемыми пилястрами или колоннами; богатство украшений, которые в XVII веке в период барокко приобретут грандиозные пропорции с явным преобладанием закругленных линий над прямыми. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. В комнатах много солнечного света. Стены не только гостиных, но и спален украшены картинами. Пол, стены и дверные рамы облицованы мрамором; бревенчатый или кессонный потолок обшивался деревом. Мерой гармоничности форм служит правило «золотого сечения». Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и многочисленные архитектурные элементы. Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами. Но в отличие от готики преобладают полуциркульные линии, то есть арки становятся круглыми, а не стрельчатыми. Конструкции мебели по-прежнему массивные, устойчивые. Хотя пропорции более изящны, а расположение резных деталей более упорядочено. После кровати второй по важности предмет обстановки — сундук-кассоне (с резьбой, инкрустацией и росписью). Встречаются два типа столов: прямоугольной формы с толстой столешницей на двух массивных устоях и центральный, или однопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы украшались росписью, позолотой.РЕНЕССАНСОсновные материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник. Цветовая гамма: мягкие и светлые, темные и мрачные, звонкие и насыщенные; холодные оттенки белого цвета и пастельные гаммы, а также лазурь и зелень, алый и солнечно-желтый. Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов. Широко используются различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, купидоны; вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко использовались арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т. д. Величайшим мастером этой эпохи был Микеланджело Буо-наротти. Он создавал архитектуру как некий выигрышный фон для своих скульптур. К примеру, сдваивал колонны и пилястры, меняя их ритм.