Стили дизайна интерьера

Стиль и дизайн интерьера

Стили дизайна интерьера
Стили дизайна интерьера

СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ СТИЛЬ
Этот стиль полон романтики.
Ему нужен простор, воздух, свет. Большие окна впускают много солнца.
Любимые цвета: морские — голубой, бирюзовый, золотистый, оранжевый, бежевый, а также зеленый, оливковый, коричневый.
Стены имеют яркую окраску. Характерна для них некая грубоватость и неровность, ощутимая фактурность, «рукотвор-ность» отделки и покраски.
Полы выложены узором из мраморной или керамической плитки.
В домах итальянцев и испанцев кованая мебель соседствует с деревянной, часто расписной.

СКАНДИНАВСКИЙ СТИЛЬ
Скандинавский стиль сдержан и немного суров. В нем много природных мотивов. Минимум декора. Преобладают светлые естественные тона. Используются простые натуральные материалы.
Для этого стиля характерны теплый деревянный дом, надежно защищенный от ветров и вьюг, а также красивая мебель.
В организации пространства обращают на себя внимание рациональность и лаконичность, стремление использовать новые технологии и новые материалы: хромированный металл, стекло, отделку плетеными деталями, декоративные ткани.
Прямоугольные, достаточно просторные помещения обставлены самой необходимой мебелью. Вообще же скандинавский стиль требует особой дисциплины, поскольку правильную организацию пространства очень легко нарушить любым небрежным действием. Следует особенно тщательно, вплоть до мелочей, продумывать все детали обстановки.
• В цветовой гамме скандинавского интерьера доминируют белый и синий. Весьма активны и другие цвета: мягкая приглушенная зелень, разнообразные оттенки серого, бирюзового, ян-тарно-желтого.
• Общий колорит интерьеров — светлый, как бы акварельный, с большим количеством теплых тонов: желтого, молочно-белого, светлой терракоты. Видимо, это связано с тем, что жителям этой страны не хватает естественного солнечного света, тепла и ярких красок в природе, а темного времени суток в избытке; хочется обстановку своего дома насытить теплым и радостным цветом, создав ощущение яркого солнечного дня за окном.
• Вся мебель этого стиля — из натурального дерева. Обычно это светлые лиственные породы, реже — ель или сосна. Неокрашенное дерево, лишь слегка защищенное слоем прозрачного лака, выглядит очень естественно.
• Натуральность материала передается и форме предметов интерьера. С этой точки зрения многие сравнивают скандинавский стиль с минимализмом. Но минимализм тяготеет к искусственной основе, тогда как для скандинавского стиля главным правилом остается естественность во всем, вплоть до мелочей.
• Существует множество стилей скандинавской мебели, но большинство из них простые, легкие, обычно лишенные украшений. Цвета тоже светлые, пропорции естественные. Наиболее типично бледное дерево с крашеной отделкой. Но в просторных комнатах в скандинавском стиле мебели все же немного.
• Характерным стилевым признаком мебели скандинавских мастеров является огромное многообразие текстильных обивок. Сейчас в качестве обивочных материалов часто используются льняные или ярко-одноцветные решения.
• Еще одна отличительная черта северных интерьеров — достаточно много зелени: живые растения в горшках на полу, на столах, подвешены на стенах.
• Особое внимание скандинавские дизайнеры уделяют свету. Предпочтение отдается естественному свету, поэтому шторы легкие и полупрозрачные.
• Поскольку естественного света в северных странах не так много, в интерьерах используется большое количество светильников. Это могут быть большие настольные лампы с тканевыми абажурами, торшеры, потолочные светильники разных форм и размеров, точечные, укрепленные на струне или металлическом каркасе — они могут быть выполнены в самом разном стиле.
• Основной акцент скандинавского стиля — красота и лаконичность форм, природные материалы, функциональность и комфорт.
Вместо эпатажа, свойственного некоторым современным направлениям, в этом стиле мы находим спокойствие и упорядоченность.

ГАДЖЕН
Стиль гаджен подойдет тем, кто хочет не только отдохнуть от навязчивой современности, но и любит посмеяться над слишком чопорными ее проявлениями.
Шутовской характер предметов, используемых в интерьерах этого стиля, определяется уже его названием (в переводе «выходка, прикол»). Смысл такой «примочки» состоит в неожиданном функциональном использовании привычных вещей.

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Модернизм — порождение Кубизма и немецкой школы дизайна Баухаус. Суть его — поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей. Постмодернизм получил развитие в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Специфика стиля — гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. Характерные особенности стиля — гротескность, пародия, «игра» в другие стили. Здесь могут нарушаться привычные пропорции и классические схемы. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого — например, классицизм и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом.

КИТЧ
Стиль китч — своеобразное отсутствие вкуса, сочетание несочетаемого. Это — эксперимент с формами, цветами, размерами; своеобразный эпатаж, вызов общепринятым нормам. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Китчу свойственны разнородность предметов, стилей и цветов; бутафория, использование подделок массового спроса. Китч — это демонстрация своей исключительности. В русском языке аналог этому понятию — «кичиться» своим богатством, положением, собой. Взять, к примеру, нарисованные от руки «шедевры» в тяжелых рамах. Вместо золота — бронзовая краска, имитирующая дороговизну картин-подделок. Или якобы античные скульптуры и барельефы из гипса. Это и тяжелые «бархатные портьеры» из ...плюша. И «хрустальные люстры» из стекла. Цветовая гамма: от ярко-розовой до ядовито зеленой и фиолетовой, лидирует агрессивный красный цвет. Типичный китч, когда хозяева не замечают подделок и уверены, что они производят впечатление подлинников. Помимо китча, возникающего как подделка под «благородство», есть китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии. Так, известный дизайнер Филипп Старк однажды удивил всех уродливыми (но достаточно смешными) гномиками, выполненными в базарно-лубочном стиле и использованными в виде ножки стола. А потом он создал и люстру в виде стеклянных полок, на которых стоят хрустальные вазы-плафоны и назвал этот светильник «Шрамы роскоши». Этот остроумный предмет — добрая ирония старого мэтра над теми, кто любит демонстрировать свое богатство. Но бывает и другой китч-интерьер. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием панков. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Это скорее агрессивный, а не подражательный интерьер.

МИНИМАЛИЗМ
Минимализм предполагает использование только самых необходимых предметов обстановки. Декоративными элементами интерьера являются цвет и сформированное световое решение пространства. Иногда в минималистических композициях прослеживается влияние этнического японского стиля. Тогда в интерьере используются циновки, ширмы, мебель измененных пропорций (низкая, без спинок). Для этого стиля характерна мебель, состоящая их готовых сборных элементов,— трансформер. Эстетика этого стиля пришла к нам с Востока, буддийская ипостась пустоты — как идеал, как совершенная форма жизни.

МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ
Модернизм — порождение Кубизма и немецкой школы дизайна Баухаус. Суть его — поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей. Постмодернизм получил развитие в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Специфика стиля — гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. Характерные особенности стиля — гротескность, пародия, «игра» в другие стили. Здесь могут нарушаться привычные пропорции и классические схемы. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого — например, классицизм и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом.
КИТЧ
Стиль китч — своеобразное отсутствие вкуса, сочетание несочетаемого. Это — эксперимент с формами, цветами, размерами; своеобразный эпатаж, вызов общепринятым нормам. Основной идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Китчу свойственны разнородность предметов, стилей и цветов; бутафория, использование подделок массового спроса. Китч — это демонстрация своей исключительности. В русском языке аналог этому понятию — «кичиться» своим богатством, положением, собой. Взять, к примеру, нарисованные от руки «шедевры» в тяжелых рамах. Вместо золота — бронзовая краска, имитирующая дороговизну картин-подделок. Или якобы античные скульптуры и барельефы из гипса. Это и тяжелые "6архатные портьеры" из ...плюша. И «хрустальные люстры» из стекла. Цветовая гамма: от ярко-розовой до ядовито зеленой и фиолетовой, лидирует агрессивный красный цвет. Типичный китч, когда хозяева не замечают подделок и уверены, что они производят впечатление подлинников. Помимо китча, возникающего как подделка под «благородство», есть китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии. Так, известный дизайнер Филипп Старк однажды удивил всех уродливыми (но достаточно смешными) гномиками, выполненными в базарно-лубочном стиле и использованными в виде ножки стола. А потом он создал и люстру в виде стеклянных полок, на которых стоят хрустальные вазы-плафоны и назвал этот светильник «Шрамы роскоши». Этот остроумный предмет — добрая ирония старого мэтра над теми, кто любит демонстрировать свое богатство. Но бывает и другой китч-интерьер. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием панков. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Это скорее агрессивный, а не подражательный интерьер.
МИНИМАЛИЗМ
Минимализм предполагает использование только самых необходимых предметов обстановки. Декоративными элементами интерьера являются цвет и сформированное световое решение пространства. Иногда в минималистических композициях прослеживается влияние этнического японского стиля. Тогда в интерьере используются циновки, ширмы, мебель измененных пропорций (низкая, без спинок). Для этого стиля характерна мебель, состоящая их готовых сборных элементов,— трансформер. Эстетика этого стиля пришла к нам с Востока, буддийская постась пустоты — как идеал, как совершенная форма жизни. Предметы и пространство теряют формы, границы, создается иллюзия бесконечного пространства и невесомости. Минимализм — стиль предельно лаконичных форм, который характеризует полное отсутствие декора, орнаментов или деталировки фасадной отделки. Ему свойственны ясность композиций, монохромность, подчеркивание естественности фактур, работа большими плоскостями, графичность. Облик жилища определяют большие светлые объемы, не загроможденные мебелью (ничего лишнего). В мебели минимализму свойственны самые современные материалы: сталь, матовое стекло, натуральное дерево, алюминиевые профили.
Характерные признаки минимализма:
• Человек — «главный герой» пространства.
• Меньше деталей, меньше цвета и оттенков, а больше пространства для размышлений.
• Главный акцент делается на высоком качестве материалов и игре фактур.
• Предельная простота, четкость, лаконизм в оформлении интерьера.
• Девиз стиля — отказ от нужного в пользу самого необходимого.
• Функциональность в первую очередь.
• Современный интерьер в стиле минимализма можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. В таких интерьерах очень важна игра нюансов.
• Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождают от внутренних перегородок. • Использование геометрии: круг, прямоугольник, прямая, может быть мягкий изгиб (никаких спиралей).
• Пренебрежение декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах.
• Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера.
• На окнах жалюзи — простые по форме, из прозрачной ткани или металла. Они почти незаметны.
• Дизайн построен на тонкой игре нюансов.
• Никаких безделушек, аксессуаров немного. Картины на стенах в тонкой простой раме.
• Минимализм плохо «смешивается» с другими стилями, все помещения лучше выдерживать в одном стиле, но делая их при этом ярко индивидуальными.
• Разделение пространства происходит с помощью цвета пола и полупрозрачных тканей, не исключено также использование стеклянных раздвижных перегородок. При помощи подсветок в полу, стенах, потолке освещение не бросается в глаза. Часто оно скрыто.
• Цветовая гамма минимализма — черно-белая, основанная на игре полутонов, когда обилие белого цвета подчеркивается черным. Это основная палитра, но ее дополняют и естественные тона дерева, стекла, кирпича, металла. Используются простые отделочные материалы: кирпич, бетон, дерево, штукатурка (зачастую необработанные, с грубой фактурой). Потолок, пол, стены должны быть светлого тона.
• Выразительность достигается за счет контраста: черное и белое; лен и хлопок; бетон и натуральный камень; полированная древесина.
• Ваза с одиноким цветком, одно яркое пятно живописи на стене, один всплеск в монохромной, выдержанной композиции — все это «простота».
• Мебель без дополнительных деталей. Чаще всего это корпусная мебель, приподнятая на тонкие металлические ножки или без них. К примеру, стол могут отделять от пола пять сантиметров. Плоскости фасадов лишены рельефа, иногда отсутствуют двери, ручки.
• Форма мебели тоже проста: острые углы, нет пластичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, такие же кресла и стулья прямоугольной, почти кубической формы. Обивка светлая, однотонная, с редкими контрастными «пятнами» (например, подушки).
• Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и двери шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Использование металла в интерьере придает ему современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла, создает атмосферу радости и легкости. Ускорение ритма современной жизни, избыток впечатлений и информации привели к небывалому спросу на «успокаивающие интерьеры», в которых нет ничего лишнего. Такие интерьеры напоминают по жанру графику. Они привлекают своей лаконичностью, безупречным чувством меры, стиля, умением обходиться скупыми средствами черно-белой гаммы, игрой контрастов, строгостью и изысканной простотой. Они помогают расслабиться. Ведь все здесь прочно, функционально, доступно и красиво.

ДИЗАЙН-СТИЛЬ
Дизайн-стиль переосмысливает привычную нам обстановку второй половины XX века, создавая на основе геометрии сочетания современных материалов (пластик, металл, стекло) с нелакированной, естественной поверхностью дерева. Девизом стиля является функциональность, но, в отличие от минимализма, в нем могут появляться вещи повышенной комфортности, интерактивного дизайна, когда вещь меняет свою конфигурацию по вашему желанию. Мягкая мебель, изготовленная из материалов, принимающих форму вашего тела, ткани и покрытия, цвет которых меняется по вашему желанию, и т. д.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
Индустриальный стиль тесно примыкает к минимализму. Это игра в промышленность, нарочитое пренебрежение к обыденности. Индустриальный стиль в дизайне интеръера характеризуется:
• открытыми стерильными пространствами;
• наличием неприкрытых коммуникаций;
• в интерьере видны строительные формы;
• присутствуют металлические столы-станки, чугунные плиты на полу, неоштукатуренные бетонные стены. Многим этот стиль кажется варварским, нежилым. И все же он иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в домах, квартирах.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Функционализм был заложен в 20-30 годы XX века немецкой школой дизайна Баухаус. Суть его — полное отрицание излишней декоративности. Философия стиля: «форма определяется функцией». Дом — это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы. Обивочные материалы (кожа или текстиль) идеально облегают наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью. «Эстетика целесообразности» особенно сильно заметна в оригинальной мебели, сконструированной дизайнером ле Корбюзье в 1927 году.

КОНСТРУКТИВИЗМ
Появление этого стиля соотносят с началом XX века. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные (растительные) мотивы, присущие модерну. Они довольно быстро утомили воображение современников и привели к поискам чего-то нового. Конструктивизм полностью лишен таинственно-романтического ореола. Оно было рационалистично, подчинялось логике конструкции, функциональности, целесообразности. Примером для подражания служили достижения технического прогресса, вызванные социальными условиями жизни наиболее развитых капиталистических стран и неизбежной демократизацией общества. Конструктивизму свойственна эстетика практичности, полезности, утилитарности. Никаких декоративных элементов. Все должно оправдывать свое существование. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Мебель простых, строгих, удобных форм. Стулья, кровати, шкафы становятся просто предметами для сна, сидения. После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели завоевывает основные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служат для демонстрации мебельных экспериментов.

ЛОФТ
Лофт (loft по-английски — чердак). Идея создания этого стиля родилась в результате использования заброшенных мануфактур под жилье и рабочие помещения в сороковых годах прошлого века в фабричном районе Манхэттена в Нью-Йорке. При этом часть индустриальных элементов — труб, необработанных кирпичных или окрашенных стен,— оставляли нетронутыми, чтобы подчеркнуть необычный интерьер. Со временем такое убранство помещений настолько впечатлило творческих людей, что в обычных городских квартирах и загородных домах стало невероятно модным воссоздавать «промышленную» атмосферу.
Характерные особенности «чердачного стиля»:
• Помещение для создания интерьера в стиле лофт должно быть большим, с открытой планировкой, минимум перегородок, много простора и света.
• Интерьер, выдержанный в стиле лофт, должен быть построен на сочетании старых или же умышленно состаренных материалов с блестящими современными поверхностями.
• Первозданная или же имитированная кирпичная кладка.
• Бетонные стены, выкрашенные белой эмульсионной краской.
• Дощатый пол.
• Огромные до пола окна.
• Монохромная мозаичная плитка в ванной и на кухне.
• Стальные плитки для облицовки стен в кухне.
• Панели из нержавейки для отделки кухни.
• Стеклянные перегородки.
• Минимализм в интерьере.
• Мебель четких, а бытовые приборы — лаконичных форм.
• Абсолютный порядок: каждая вещь па своем месте, при этом выполняет определенные функции.

АВАНГАРД В ИНТЕРЬЕРЕ
Мебели авангарда присущи неожиданные решения в формах и декоре, необычное" сочетание материалов, что напоминает скорее произведение современного искусства, чем утилитарное бытовое изделие. На этой мебели приятно не только отдыхать, ею можно каждый раз наслаждаться, часами рассматривать, находя каждый раз новые интересные детали и свежие ассоциации.